→ О нас → Новости → Публикации → Разработки
  

  Контакты
Моб. тел.:
8 912 852 18 41,
8 905 876 92 66
energylab@inbox.ru

Наши партнёры


Интернет каталог Ижстрой.ру





Актуально

Энергообследование. Вопросы и ответы. Федеральный закон РФ № 261 год спустя.


Рубиновский А.В., Кочуров Е.Л.


ООО «Лаборатория энергосбережения», www.enlab.ru




Прошел почти год с момента принятия Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Глава 4 этого закона посвящена энергетическим обследованиям (энергоаудиту). Постараемся описать нашу точку зрения на события, разворачивающиеся на поприще энергоаудита, сделаем это, опираясь на наш собственный опыт работы.


В статье мы рассмотрим следующие аспекты (вопросы):


a)   Сколько и каких энергоаудиторов потребуется, чтобы выполнить требования закона относительно обязательных энергообследований для предприятий и организаций Удмуртской Республики?

b)   Сколько может длиться энергоаудит организации и промышленного предприятия?

c)   Сколько может стоить энергоаудит организации, промышленного предприятия?

d)   Во что может вылиться энергоаудит организации, предприятия?


В отличие от автора [1] мы намеренно не останавливаемся на других вопросах, на которые мы, и в самом деле, не знаем ответа:


e)   Что же все-таки делать, если в организацию или на предприятие пришли энергоаудиторы?

f)    Где взять деньги на проведение энергетических обследований?

g) Как будет контролироваться качество (соответствие требованиям) энергообследований?

h) Как же все-таки выполнить требования закона о проведении обязательных энергетических обследований?


Мы не останавливаемся также на многих спорных вопросах, касающихся интерпретации инструментальных обследований, нормирования потребления ТЭР, целевых показателей и т.п. Мы не останавливаемся и на подзаконных актах, к 261- ФЗ поскольку в них не затрагиваются обсуждаемые нами вопросы. Естественно, то, что мы излагаем, может быть оспорено. Неоспорима только актуальность обсуждаемых (и намеренно не обсуждаемых) вопросов.


Ниже, для удобства ответы на вопросы обозначены теми же буквами. Перед ответами, сразу после букв, мы приводим изречения известного польского сатирика Станислава Ежи Леца.


а) и b). «В действительности всё не так, как на самом деле»

Согласно 261-ФЗ (Глава 4, статья 15, пункт 4) к энергообследованиям допускаются только участники соответствующих СРО. Первые СРО в области энергетических обследований уже зарегистрированы в Минэнерго РФ. Предполагается, что участниками СРО должны стать энергоаудиторские фирмы, имеющие квалифицированный штат сотрудников, а именно (цитируем 261- ФЗ, статья 15):


«Членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут стать:


1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области;


2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор;


3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области».


Из приведенного выше следует, что главным действующим лицом при проведении энергетических обследований по закону становится работник, «получившиий знания в указанной области» (заметим, что если энергетическое обследование, по некоторым причинам, превращается в комедию, а это все-таки лучше чем драма, то этот работник становится главным героем комедии).

Если говорить без шуток, мы глубоко убеждены, что одних знаний явно недостаточно. Кстати, под знаниями в указанной области, в данном случае, понимаются свидетельства о прослушанных курсах в размере 72 учебных часов!

Понятно, что требования к объему знаний возникли не на пустом месте. Стране «нужно» много энергоаудиторов, чтобы до конца 2012 года закончить все первые обязательные энергообследования. Так устанавливает 261-ФЗ.


Оценим число энергоаудиторов, которое необходимо для проведения энергообследования предприятий и организаций Удмуртской Республики. При этом, мы, естественно, будем полагаться на наш опыт. В 2007-2008 годах мы занимались, в том числе, энергообследованием организаций бюджетной сферы. Нам удавалась силами двух достаточно опытных энергоаудиторов обследовать (а еще написать отчет, составить энергопаспорт и разработать энергоэффективные мероприятия), в среднем две бюджетные организации за два месяца. Таким образом, гипотетически можно предположить, что некий универсальный энергоаудитор (т.е энергоаудитор, обладающий знаниями и опытом обследования всех инженерных коммуникаций и строительных конструкций). один сможет «сделать» одну организацию за 2 месяца. Из разных источников известно, что в Удмуртской республике больше 4000 организаций и предприятий, которые до конца 2012 года должны пройти обязательное энергообследование. Даже если теперь предположить, что над каждой организацией или предприятием один энергоаудитор будет работать два месяца, то этот энергоаудитор за 2011- 2012 годы «сделает» около 12 организаций (предприятий). Разделив 4000 на 12, получим, что Удмуртской Республике нужно не менее 330-340 энергоаудиторов. По нашим данным в настоящий момент в республике есть около 15-18 квалифицированных и опытных энергоаудиторов. Как и где обучить специалистов, где им приобрести необходимый опыт, чтобы не было «больно» ни им, ни обследуемым организациям, пока не ясно.

Следует отметить, что энергообследования (энергоаудит) проводились и раньше, их регламентировал 28-ФЗ, аккредитацию энергоаудиторских организаций и контроль исполнения работ в Удмуртской республике проводил ФГУ «Удмуртэнергонадзор». Позднее появилась система добровольной аккредитации при МАЭН по системе РИЭР. После упразднения ФГУ «Удмуртэнергонадзор» координацию работ по энергосбережению в Удмуртской Республике и методическую помощь в проведении работ оказывала АНО «Агентство по энергосбережению УР».

Почему же энергоаудит бюджетной организации длиться так долго – два месяца? Да потому что не собрать данные за меньший период времени! А ведь надо поднять множество документов. Это и счета за оплату ТЭР (за 5 лет), утвержденные схемы всех инженерных коммуникаций, акты разграничения балансовой принадлежности, ведомости узлов учета и т.д. и т.п. Часто бывает, что этих документов просто нет!

Кроме того, закон регламентирует проведение инструментальных обследований. И тут вопрос, если работа выполняется вне отопительного периода, а в организации нет узла учета тепла, как проводить измерения на тепловом вводе? Очень существенный фактор, затягивающий выполнения работ – отсутствие времени у сотрудников организации для работы с энергоаудиторами.

Остановимся подробнее на энергообследовании промышленных предприятий. Энергообследование предприятий длиться, естественно, гораздо дольше, чем энергообследование организаций бюджетной сферы, да и требуется для этого команда, в которой должны быть специалисты различных профилей, как для подробного исследования и анализа документов, так и для проведения необходимого количества измерений, обработки этих измерений и их анализа. Кроме того, при энергообследовании промышленных предприятий нужно разобраться в технологиях, да и энергоэффективные мероприятия для предприятия не так просто разработать, как для школ, больниц, садиков и т.п. Считаем необходимым отметить, в обязательном порядке, что энергообследование промышленного предприятия должно (по-другому и не получиться) проводиться при правильно организованном взаимодействии со службой Главного энергетика предприятия. Надо понимать, что в этих службах, как правило, работают, высококлассные специалисты, под контролем которых «проводятся пусковые, режимно-наладочные, регламентные и другие виды испытаний энергетического оборудования. Все они сопровождаются обследованиями, по результатам которых появляются акты, протоколы и отчёты» (цитировано из [1]).


c) Все хотят добра. Не отдавайте его.


Согласно закону 261-ФЗ, цена энергетического обследования определяется соглашением сторон. Правда заказчик может потребовать составить калькуляцию или даже смету на проведение работ. Некоторые фирмы создавали сметы на основании неких норм, принятых в отдельных регионах или отраслях промышленности. Существует, например, «Ценник на выполнение работ по обследованию предприятий для выявления возможных резервов экономии ТЭР….», утвержденный в 1998 году начальником топливно-энергетического хозяйства г. Москвы. Имеется и практика использования определения стоимости энергообследования как доли годового потребления всех видов ТЭР, такой способ обоснования цены работ использовался организациями, работавшими по системе добровольной аккредитации РИЭР. Интересна и понятна оценка стоимости энергоаудита, данная в [1]: «энергоаудит должен стоить не больше, чем он сможет принести экономии». Естественно, это оценка стоимости работ, как говорят математики, является оценкой сверху. На оценку стоимости энергоаудита снизу, естественно, должны повлиять такие факторы как число трансформаторных подстанций, протяженность инженерных коммуникаций, наличие/отсутствие котельной, протяженность сетей и т.п. Особенно хотелось бы отметить такой фактор как число обособленных подразделений предприятия, которые могут вообще находиться не в том городе, в котором находится основное производство.

Поскольку руководящих документов по определению стоимости нет, то для некоторой ориентировки мы приводим известные нам данные, характерные для Удмуртской республики периода 2007-2009 годов. По понятным соображениям мы не называем предприятия и организации



Предприятие/организация

Год

Стоимость без НДС

(тыс. руб)

1.

Промышленное предприятие, с годовым потреблением ТЭР 15,6 млн рублей

2007

165

2

Промышленное предприятие, с годовым потреблением ТЭР 70млн рублей

2009

520

3

Школа на 400 учеников

2008

50

4

Муниципальное образование (Бюджетная сфера и ЖКХ)

2008

250


Последние известные нам данные – предложения фирм, участвовавших в тендере, который проводило одно промышленное предприятие нашей республики. Стоимости услуг по проведению энергообследований, предлагаемых предприятию находились в пределах от 1,8 млн. рублей до 9,5 млн. рублей.


d). Бывает, что есть, куда воткнуть, но нет контакта


Ответ на вопрос напрашивается сам собой. Качество проведенного энергообследования и его результаты во многом будут зависеть от опыта и порядочности энергоаудиторов. Если энергообследование будет делать неопытная команда, то результат может быть плачевным. Поскольку стоимость «обучения» одного человека составляет от 9 тысяч рублей, вступительные взносы в СРО (резко упали с увеличением количества СРО) 10-12 тысяч рублей и т.д., то можно себе представить, кто может «заняться» энергообследованиями.

Таким образом, энергообследование может закончиться просто формальным заполнением бумаг. Естественно, будут составлены и сведены балансы, начерчены графики и диаграммы, но что дальше? На нашем сайте мы разместили объявление: «Поможем в организации и становлении энергоаудиторской фирмы». На объявление откликнулось потрясающее количество потенциальных клиентов. С частью тех фирм, которые откликнулись, мы работаем сейчас по договорам информационного сопровождения. Этим фирмам мы «подставили плечо» и «ведем» их по конкретным договорам. Что можно отметить? Самое слабое звено – разработка энергоэффективных мероприятий. Вместо разработки мероприятий – их простое перечисление (зачастую тексты берутся просто из сети Интернет), при этом эффективность мероприятий не рассчитывается, а просто оценивается некими, неизвестно откуда взявшимися процентами. Кроме того, часть предлагаемых начинающими аудиторами мероприятий, просто либо не нужна, и даже вредна, либо вообще не может быть реализована в силу особенностей используемых технологий.

Кроме специалистов, которые только становятся «на ноги», мы постоянно общаемся и с опытными «асами» из Ижевска, Казани, Димитровграда, Екатеринбурга и других городов. Они, повинуясь обстоятельствам, прошли обучение, вступили в СРО и начали проводить первые энергообследования, составляя энергопаспорта по новым требованиям.

В результате постоянного обсуждения с коллегами и заказчиками мы (авторы) пришли к следующим выводам:

1. Грамотно проведенное энергообследование необходимо как предприятиям и организациям, так и энергосервисным компаниям. Ни одна энергосервисная компания не будет заключать договор на основании формального энергообследования и неграмотно разработанных энергоэффективных мероприятий.

2. Энергообследование крупных промышленных предприятий могут провести сами энергослужбы предприятий. Стимулом для проведения энергообследования должны стать возможные энергосервисные контракты.

3.Энергоаудиторы на предприятиях должны выполнять не фискальные, но консалтинговые, методические услуги, работая при необходимости со специалистами в области технологического аудита.

4. С целью минимизации безвозвратных потерь финансовых средств на проведение энергообследований организаций бюджетной сферы следует организовать не только контроль исполнения закона 261-ФЗ, но и осуществлять методологическое сопровождение энергообследований. В этом случае возрастает вероятность возврата в бюджет сэкономленных на потреблении ТЭР средств.

В заключении авторы благодарят специалистов энергослужб предприятий, с которыми им посчастливилось поработать, набраться опыта и поучиться уму-разуму, а самое главное, сделать дело. А это специалисты энергослужб ОАО «ИжАвто», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО “Ижевский мотозавод Аксион”; ОАО "Ижнефтемаш", ОАО "Редуктор", ОАО “Ижевский радиозавод”, ОАО Увадрев-Холдинг”, ОАО “Воткинская промышленная компания” и др.



Литература

1. С. А. Хорьков. Опыт и перспективы энергетических обследований (энергоаудитов): Ответы и Вопросы. Электрика. – 2010, № 7.– С. 14–20.






Опубликовано в журнале Энергетика, Энергосбережение Экология Издательство "Медиа-Пресс" 11.10г

Энергообследование. Вопросы и ответы. Ч 2.

Комментарии

Нет комментариев