О нас ▼ Новости Публикации Разработки ▼
  Лаборатория
  О нас
  Новости
  Публикации
  Контакты
  Карта сайта

  Контакты
Моб. тел.:
8 912 852 18 41
energylab@inbox.ru

Наши партнёры






Актуально
  Новости


29 июля 2011 - Деятельность по энергоэффективности набирает темпы
Высокий уровень энергоемкости продукции российского производства, значительные затраты на генерацию, транспортировку и применение энергетических ресурсов в сочетании с большими непроизводительными потерями энергоносителей, стали причиной актуализации Правительством РФ задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности.


Основные положения государственной политики и конкретных действий в области энергосбережения и энергоэффективности отражены в Федеральном законе от 23.11.2009г. № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», постановлениях Правительства, подзаконных актах и нормативных документах.

Деятельность по повышению энергоэффективности должна обеспечить снижение темпов роста дефицита энергомощностей и энергоресурсов, снижение затрат на модернизацию существующих объектов генерации и сетей, на создание новых энергетических объектов. Также важно снизить расходы бюджета на социальные выплаты, связанные с коммунальными услугами, улучшить состояние экологии, решить другие важные задачи.

Однако, несмотря на установление высокого приоритета для задачи энергосбережения и назначение ответственных органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 23.02.2010г. № 67), работа по энергоэффективности проходит только организационную фазу, что может ставить под сомнение выполнение всей работы в установленные Федеральным законом № 261 – ФЗ сроки.

В частности, первый этап работы – энергетические обследования, необходимо завершить в 2012г., а все мероприятия по программам энергоэффективности – в 2014г. Однако, энергетические обследования, являющиеся информационной основой всей работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведены в ограниченном объеме: по информации Минэнерго России подготовлено только 348 энергетических паспортов, в то время, как обязательному энергоаудиту подлежит более десяти тысяч объектов обследования.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство энергетики РФ организовало и провело 31 мая 2011г. общероссийское совещание по вопросу исполнения требований Федерального закона от 23.11.2009г. № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»

На совещании присутствовали: Директор департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России И. Лешуков, Генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Т. Иванов, член Общественной палаты РФ А. Либет, представители органов регионального и муниципального управления, ВУЗов, СРО, Московской торговой промышленной палаты и других организаций.

В своем выступлении Директор департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России И. Лешуков отметил неснижаемую актуальность деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности, что нашло отражение и в изменении наименования департамента. Также он подчеркнул важность энергетических обследований, которые идут низкими темпами, обратил внимание на недостаточную подготовку энергоаудиторских организаций и низкую квалификацию энергоаудиторов. По мнению И. Лешукова содержание Федерального закона № 261 – ФЗ нужно существенно корректировать с разработкой конкретных моделей энергоаудита. Отдельное внимание уделено количеству саморегулируемых организаций в области энергосбережения и энергоэффективности. На текущий момент зарегистрирована 91 СРО, документы около 30 находятся на рассмотрении. Такое количество СРО ставит под сомнение возможности многих из них, в соответствии с чем Минэнерго России будет проводить проверки деятельности СРО. Кроме того, по мнению И. Лешукова, необходимо понять и разграничить полномочия СРО и Ассоциаций СРО и учесть это при корректировке порядка организации работ по энергетическим обследованиям.

Особое внимание акцентировано на определении цены энергетических обследований и противодействию демпинговым предложениям ряда компаний. Цена договора должна быть реальной и учитывать весь необходимый комплекс работ.

Важным, на наш взгляд, является также тезис об ответственности энергоаудиторских организаций за проведенные энергетические обследования. В этой связи подчеркивается тесная взаимосвязь энергоаудита и энергосервисной деятельности. Суммарные планируемые расходы государства на деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020г. составляют около 7 трлн. рублей.

Руководитель отдела департамента Минэнерго И. Жогова дополнила доклад своего руководителя. Она отметила, что в Минэнерго из 348 поданных энергетических паспортов принято только 4. Остальные возвращены на доработку по различным причинам. При этом, отвечая на вопросы, она отметила что в Минэнерго ограничен штат сотрудников, назначаемых для рассмотрения энергопаспортов, а общее время экспертизы может составлять от 5 минут до нескольких дней. Нормативов по времени рассмотрения энергетических паспортов в Минэнерго не существует. Из выступления, на наш взгляд стало понятно, что проблема с рассмотрением энергетических паспортов в Минэнерго России будет решена с введением, ориентировочно в июле 2011г., автоматизированных рабочих мест в информационной системе по энергоаудиту, разрабатываемой ФГУ РЭА. В этом случае заполнение всех форм энергопаспорта будет осуществляться в формате XML энергоаудиторскими организациями, что позволит автоматизировано проверять энергопаспорт на основе оценки факта заполнения табличных форм и проверке контрольных сумм.

Генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Т. Иванов остановился на схемах взаимодействия всех участников энергоаудиторской деятельности. Из выступления стало ясно, что ФГБУ РЭА берет на себя функции лидера и готов, фактически возглавить всю работу в рамках Минэнерго России. При этом предполагается работу с СРО осуществлять через Ассоциации СРО. В планах РЭА – до 1 июля 2011г. запустить новый Интернет – портал, до 1 августа – внести корректировки в требования к энергетическому паспорту, до 1 сентября – разработать типовые требования к составу работ по энергетическим обследованиям, методики ценообразования работ, методики оценки СРО. Также Т. Иванов дополнительно подчеркнул, что энергетические обследования представляют собой для всех заказчиков затратный проект, который без энергосервисной деятельности для заказчика носит формальный характер. Соответственно, энергоаудиторским организациям необходимо приобретать статус и качество энергосервисных организаций.

Большой интерес вызвал доклад заместителя генерального директора ФГБУ РЭА А. Попова о возможностях финансирования энергосервисной деятельности, которая сейчас фактически не может проводиться из-за ограничений юридического и организационного характера, отсутствия централизованного механизма управления энергосервисом. Решению вопроса кредитования энергосервисных контрактов может служить создание федеральной энергосервисной компании, которая объединит средства возможных финансовых партнеров (кредиторов), выделяемых на энергоаудит и позволит создать единый контролируемый механизм финансового обеспечения работ, контроля проектов и возврата средств. Формируется система «длинных» и «дешевых» денег. В качестве технологического партнера рассматриваемой компании готов выступить РЭА, а качестве основного финансового партнера – Внешторгбанк. Следует отметить, что докладчик рассмотрел вопрос в основном с позиций финансирования и практическим не рассмотрел риски исполнителя работ (энергосервисной организации) и способы их компенсации, а ведь именно этот вопрос сдерживает многие организации, уже готовые заключать контракты и выполнять энергосервисные работы.

Руководитель департамента Министерства регионального развития РФ Л. Алексеев отметил, что поступают многочисленные вопросы о возможности проведения энергетических обследований организациями самостоятельно, аргументированные тем, что местные энергетические службы лучше других знают состояние и проблемы своего оборудования. Такой подход не приветствуется и не буде поддержан, так как для объективности важен «внешний взгляд на внутренние проблемы». Работа не должна заканчиваться энергопаспортом и сдачей его в архив – необходимы реальные результаты энергосбережения. Докладчик также высказал свое мнение о целесообразности корректировки форм энергетического паспорта, необходимости участия в обследовании многоквартирных домов «тех, кто управляет этими компаниями».

В дальнейших многочисленных выступлениях отмечена необходимость:
1. Принятия мер со стороны органов исполнительной власти, региональных и муниципальных органов управления по активизации деятельности в области энергосбережения руководителей потенциальных объектов энергетических обследований. Несвоевременное заключение договоров приведет к срыву требований ФЗ- 261 и сроков выполнения работ. Становится очевидной необходимость внесения корректировок в ФЗ- 261 с учетом накопленного опыта в 2010-2011г.г.
2. Развития методического обеспечения деятельности в области энергетических обследований, определения стоимости работ, разработки единого алгоритма создания, экспертизы и приемки энергетического паспорта.
3. Совершенствования федерального законодательства, в частности ФЗ -94, стимулирующего демпинг и тем самым способствующим упадку рынка услуг в области энергетических обследований.
4. Привлечения гражданских институтов и общественных организаций к проблемам энергетических обследований. Возможно, целесообразна консолидация на базе Общественной палаты РФ.
5. Улучшения системы подготовки энергоаудиторов, разработки предметно – ориентированных новых программ обучения и ужесточения системы аттестации специалистов. Возможно, необходимо создать федеральный банк данных энергоаудиторов, сформулировать «модель энергоаудитора». Предложено при организации системы подготовки энергоаудиторов использовать не управление учебными Вузами (отмененный приказ Минэнерго № 148), а управление знаниями.
6. Расширения пропаганды деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а на текущем этапе – особенно по вопросам энергетических обследований.
7. Скорейшего создания информационной базы для автоматизированного заполнения энергетических паспортов.

Следует отметить, что не все вопросы были рассмотрены. На наш взгляд система организации энергетических обследования была рассмотрена больше в интересах «верхов» иерархической системы организации энергоаудитов. Не ясна позиция профильного департамента Минэнерго в отношении промежуточной прослойки – ассоциаций СРО, деятельность которых связана с дополнительными затратами членов саморегулируемых организаций. Отдельно стоит вопрос о платном сервисе ФГУ РЭА – обеспечение доступа к базе данных, для записи энергопаспортов и, соответственно внесения их в федеральную базу данных. Фактически в рамках министерства подготовлена монопольная услуга. В условиях, когда энергетические обследования проводятся в ограниченном объеме, суммарные выплаты внешним организациям как для СРО, так и для отдельных членов саморегулируемых организаций, становятся обременительными. Не рассмотрен механизм возможного взаимодействия с чиновниками, противодействующими организации работ по энергоаудиту на местах и нормальному ценообразованию и т.д.

В то же время, сам факт проведения совещания и достаточно высокий уровень активности привлеченных сторон, свидетельствует о том, что деятельность в области энергоэффективности не потеряла актуальности, и будет активно продолжаться.

Директор СРО НП «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ» С.Ч. Колесник
Источник информации: http://rusenef.ru

все новости

Комментарии

Нет комментариев